Из жизни самокатов

Книжка по материалам сайта. Читать pdf
Вторая книжка по материалам сайта. Читать pdf

БегоВатты.
Раздел 5. Из жизни самокатов


Марафон. Самокатное послесловие
И это всё о нём
Сам себе Фома
Удвоение самоката
Grind G4. Хорошо-то хорошо,..
Задней ногой — во вчерашнее гы-гы

Марафон. Самокатное послесловие
Вспомните историю с женскими сапожками: их придумали в России, а в СССР стали завозить из Франции. Похоже, нечто подобное ожидает и такую здоровую забаву, как самокат. Не берусь утверждать, что его изобрели в России. Несомненно, однако, что у нас в стране он известен не одно столетие. Даже первый деревянный велосипед братьев Артамоновых по сути был самокатом: ехать на нём надо было, толкаясь ногами от земли. За 50 — 60 лет до того, как китайские детские самокаты хлынули на наши базары, я, как и многие послевоенные мальчишки, каждую весну сооружал себе средство передвижения из двух дощечек и пары старых шарикоподшипников. Всё лето гонял по дворам и тротуарам.

Увы, теперь Европа, а не Россия впереди планеты всей. До сих пор в интернете публикации о самокатном спорте можно найти по ключевому слову на английском (kickscooter, kickbike), немецком (Tretroller), чешском (kolobeh) или итальянском (monopattino), но только не на русском языке. Возможно, мой рассказ устранит этот пробел.

Разумеется, самокатная идея возникла у меня не от заботы о сермяжном приоритете, не от тоски по детским развлечениям и не от жажды потешить себя и публику чем-то из ряда вон, вроде неподъёмного мешка на плечах у марафонца. Всё проще и грустнее. Без малого полвека жизнь моя текла по календарям пробегов и лыжных гонок. Пусть я никогда не был в лидерах. Самое большое достижение — чемпион своей конторы. Но пристрастие к лыжам с детства и бег, как вид лыжной тренировки, держали меня всегда и держат до сих пор. Бег или лыжи были обязательной составляющей практически каждого прожитого дня. Даже в будни умудрялся бегать во время перерыва или добирался бегóм на работу. В лесу рядом с домом промерил велосчётчиком свою трассу. Так проходили год за годом, десятками лет. По самым скромным подсчётам, "обежал" по экватору трижды, да ещё на лыжах раза полтора.

Но вдруг (не важно, что это "вдруг" растянуто на семь лет, всё равно неожиданно), через неделю после очередного марафона боль в коленках усиливается настолько, что даже ходить невозможно. Где уж там бегать. Бег кончился. Началась беготня по врачам. Их вердикт я уже многократно слышал за последние годы. Но теперь, когда их предсказание (не перестанешь бегать, — ляжешь) сбылось, пришлось в него поверить. Итак, категорически не бегать и не ездить на велосипеде. Сустав в левом колене, возможно, придётся заменить. Пока — только плавать.

Опускаю малоинтересный рассказ о мытарствах по эскулапам и процедурам. К зиме стал ходить. Когда пришла лыжная пора, одолел несколько "полтинников", а однажды и 70 км. Везде приходил одним из последних. Но приходил! В нелыжные дни выручал бассейн. Установил себе в качестве нормы самую длинную олимпийскую дистанцию, 1500 м. Постепенно стал выплывать (брассом) из 45 минут. В общем, зиму пережил.

А как быть летом? Длительная ходьба не годилась: боль в суставах сразу обострялась, а потом не стихала неделями. Вот тут-то и пригодился опыт детства: раз дощечка, два дощечка... На самокате ударная нагрузка на суставы (в частности, проблемные, коленные) минимальна, поскольку толчковая нога разгружена и работает по касательной к опорной поверхности. По ощущениям, боль явно меньше, чем при ходьбе.

Почему самокат, а не лыжероллеры? — Потому что безопаснее и проходимее. На роллерах едешь без руля и тормозов. Любая трещина в асфальте или камушек под колесом чреваты переломом рёбер. Да простят меня истинные экстремалы, очертя голову скачущие на колёсах и роликах по урбанистическим джунглям, но в 65 лет кости уже жалко. Самокат позволяет катить и по лесным тропам. Простенький тормоз помогает контролировать скорость на спусках. Кроме того, самокат удачнее имитирует лыжную нагрузку на ноги, особенно на подъёмах. Сопротивление качению пневмошин явно больше, чем при движении на фторопластовых роликах. Не нужно применять тугие или особо тугие колёса, как в классических роллерах. Есть, правда, современные лыжероллеры на пневмоходу. Но, по экспертной оценке, они практически неуправляемы, перетяжелены и уменьшают частоту шагов. (Правда, эту оценку всё же лучше проверить и удостоверить самому.)

Итак, по весне окончательно решил: научусь заново бегать на самокате и — на марафон! Почему именно марафон? — Потому что когда за плечами больше 75 марафонских стартов, стоять на обочине или на пункте питания и смотреть на бегущих мимо просто невыносимо. А самокат даёт полное ощущение сопричастности: скорость передвижения (до 15 км/ч) вполне соизмерима с марафонской.

Самокат 21-го века пришлось покупать через интернет и за немалые деньги. Много позже я узнал, что в Европе самокаты представлены во всём многообразии, смотря по назначению (см. ниже). Однако весной 2005-го московская торговля не смогла предложить ничего подходящего по грузоподъёмности (80 кг), кроме детской модели (рис. 1) по цене сверхнавороченного маунтинбайка (около 6,5 тыс. руб.).

Прежде чем выехать на нём, снял всё лишнее (травмоопасный передний тормоз, бессмысленное седло, бесполезную откидную подставу), изготовил и поставил недостающее (вторую возвратную пружину заднего тормоза, травмозащиту на заднюю гайку). Осваивал это закордонное диво у себя во дворе и в Битцевском лесу. Учился стоять, толкаться, расслабляться, не травмироваться, а главное, — не стесняться прохожих. Уже через три недели после первого выхода стартовал в Лужниках на полный марафон (рис. 2). Ехал осторожно, старался не рисковать. Финишировал (с результатом 2:52), не скрывая слёз радости. А подруга ещё умудрилась подговорить оркестр, и тот при моём приближении грянул что-то победное. Позади был самый трудный барьер — психологический: впервые выйти во двор, проехать по улицам и, наконец, стартовать и финишировать.

В летнем сезоне 2005 г. преодолел шесть марафонов, в т.ч. самый трудный, в Измайлове (3.17), где пришлось не только толкаться в гору по асфальту (рис. 3), но и скатываться по непросохшей грязи (рис. 4). Нелегко дался марафон Мира (ММММ), прошедший под непрерывным дождём. На трассе у меня появился неожиданный напарник, кативший на трёхроликовых коньках (рис. 5).

Поучаствовал в двух самодеятельных пробегах, организованных активистами бегового интернет-клуба IRC: по ночной Москве (рис. 6) и по Западному кольцу (Кунцево — Крылатское — Ромашково — Кунцево, рис. 7, 8). Оба предприятия оказались для меня авантюрными и небезопасными: из-за плохого зрения я не всегда успевал реагировать на дорожную обстановку. Да и проходимость 12-дюймовых колёс по кочкам, песку (рис. 8), корешкам и ямкам — весьма относительна.

Но всё обошлось. За лето и осень вполне освоил своё "подручное транспортное средство" (выражение телекомментатора канала "Спорт"): общий пробег приблизился к 1600 км. Заинтересовался зарубежным опытом. Узнал много любопытного.

Оказалось, что самокаты настолько разнообразны, что их приходится классифицировать по множеству признаков. Так, по диаметру колёс они делятся на большие (свыше 12 дюймов) и малые (до 12 дюймов). По назначению они могут быть гоночными (рис. 9) либо прогулочными — для взрослых (рис. 10) или детей (см. рис. 1). По проходимости их можно подразделить на шоссейные, городские, кроссовые (рис. 11) и даже снегоходные, а по конструктивным особенностям — на складывающиеся (рис. 12), велоприводные (рис. 13) и пр.

Иными словами, прежде чем покупать самокат, надо решить, зачем он нужен: тренироваться и участвовать в соревнованиях, неспешно ездить по магазинам или активно отдыхать с детьми в ближайшем парке, на даче и т.п.

Предположим, однако, что выбор сделан и самокат уже в руках. Ответы на все последующие вопросы уже есть в интернете. То, что удалось узнать о самокатах и самокатовождении мне самому, кратко пересказано ниже с учётом личного опыта и по принципу: каков вопрос, таков ответ.

Где же седло? — А как толкаться сидя? Да и некогда рассиживаться даже на равнине, не говоря уж про подъёмы.
Где же мотор? — А вот вы сами и есть мотор!
Чем большие колёса лучше маленьких? — Большие не проваливаются в маленькие ямки.
Насколько высоко выставлять руль? — Максимум на 5 см выше собственной промежности. Превышение этой нормы мешает естественному наклону туловища при толкании и сбивает с ритма. Высокий руль хорош разве что при обозрении витрин.
Есть ли особая техника передвижения на самокате? — Самокат нагружает большее количество групп мышц, чем велосипед. Опорная нога полусогнута и поэтому устаёт быстрее. Чтобы сберечь силы, чаще чередуйте ноги: на равнине опорная и толчковая нога меняются местами примерно через каждые 6 шагов, на подъёме — вдвое чаще. Для смены опорная нога поворачивается на пятке наружу, а толчковая приставляется пяткой на освободившееся место. При первом же толкании опорную ногу сдвиньте до упора назад. Толчковую проносим как можно ближе к самокату, но избегаем соударения с задней гайкой. При скоростном движении стойка должна быть аэродинамичной: корпус не выпрямляем.
Какова скорость движения на самокате? — Смотря по вашим силам. При разгоне на равнине сверх 15 км/ч частота толкания и энерготраты резко возрастают, а кпд падает. Скорость 24 — 30 км/ч (на равнине) достижима только на гоночном самокате, при соответствующей физической и технической подготовке. При этом толчковая нога не выносится вперёд, а движется только от вертикального положения назад. Мастера способны выдерживать на марафонской дистанции средний темп 32 км/ч. Понятно, что на подъёмах скорость падает, порой до пешеходной (6 км/ч). Техника передвижения сродни классической лыжной: надо стремиться катить, а не бежать. На крутом подъёме, особенно, с плохим покрытием, рациональнее вести самокат руками. На спуске, возможно, придётся скорее подтормаживать, чем толкаться. Обычная скорость 20 — 30 км/ч, хотя при желании можно разогнаться аж до 100 км/ч. Но это удел профессионалов, которые даже на равнине способны раскатиться до 40 км/ч.
Как далеко можно уехать на самокате? — При диаметре колёс до 12 дюймов есть смысл проезжать за раз не более 10 км. На самокате с передним колесом большого диаметра радиус действия вдвое, а то и втрое больше. Спортсмены могут одолеть за день свыше 60 км. Известны и сверхдальние многодневные пробеги на самокатах, такие как из Финляндии до Гибралтара, или от восточного побережья США до западного. А вот некто Йоахим Франц (Joachim Franz) проехал на самокате (с прицепом!) из Европы в Азию, через Урал (рис. 14).
Что лучше, самокат или велосипед? — При перемещении по городу на небольшие расстояния самокат предпочтительнее. К тому же, он занимает меньше места в автобусе, в вагоне и... в квартире. Однако из-за малого (не более 15 см) дорожного просвета езда на самокате с 12-дюймовыми колёсами по тротуарам, которые часто прерываются бордюрным камнем, становится проблематичной.
Почему заднее колесо меньше переднего? — Так укорачивают колёсную базу, уменьшают массу и размеры конструкции, а также повышают жёсткость рамы. Меньше энергии тратится зря, на её прогиб. Кроме того, это безопаснее: даже усталый гонщик не попадёт ступнёй между спиц небольшого колеса.
Почему опорная площадка самоката настолько узка? — Над широкой площадкой толчковую ногу надо было бы отводить в сторону. Эффективность толкания была бы хуже. Чередовать ноги пришлось бы и вовсе через промежуточный, паразитный, шаг. Да и вообще, узкая площадка способствует нормальной постановке ног: ведь при ходьбе и беге мы не разводим их в стороны.
Почему так мал дорожный просвет под опорной площадкой? — Чем ближе опора к земле, тем прямее опорная нога, тем меньше она устаёт и тем длиннее рабочий ход толчковой ноги. Правда, малый клиренс чреват застреванием на неровностях дороги. Поэтому кроссовый самокат (рис. 10) выполнен с увеличенным дорожным просветом.
Чем самокат лучше бега или велосипеда при тренировке лыжника? — По нагрузке на мышцы ног, живота и спины самокат ближе к лыжам. В отличие от бега и велосипеда, существенно снижена нагрузка на коленные суставы.
Как вести себя на дороге? — По законам, действующим в ФРГ, самокат — не транспортное средство, а игрушка или спортивный снаряд. Иными словами, ездить разрешается только по тротуарам и пешеходным дорожкам. Это скорее плюс, чем минус, поскольку можно передвигаться по пешеходным зонам, парковым, лесным и полевым тропинкам. С другой стороны, нельзя заезжать на велосипедную дорожку, если рядом есть пешеходная.
Во что одеваться? — Смотря по назначению самоката. На марафон одеваемся и обуваемся по-марафонски (рис. 2 — 8), на прогулку в город — по-городскому.
А как насчёт багажника? — Для некоторых моделей выпускается передний багажник в виде корзины грузоподъёмностью 5 или 10 кг.
Каким должно быть давление в шинах? — По возможности максимальным, от 3 до 6 МПа (см. маркировку на боковине). С падением давления растут сопротивление качению, интенсивность износа и опасность прокола. Но и превышать норму не следует, — чтобы не ускорять разрушение покрышки. По моему опыту, ходимость (пробег до отрыва борта от кольца) постоянно перегруженной шины едва превысила 1300 км.
Какими должны быть сами шины? — Лучше, если рисунок протектора оказывает минимальное сопротивление качению. У шин с грунтозацепами оно явно больше.
Какова проходимость самоката? — Она зависит от диаметра переднего колеса и дорожного просвета (см. выше). Особую опасность представляют рыхлый песок, небольшие ямки, выступающие корни деревьев и бордюрные камни: эти препятствия мгновенно тормозят переднее колесо, и гонщик ударяется лицом о дорогу. Что до езды в горах, то это вопрос тренированности. При езде после дождя грязь и листва забиваются в зазор между тормозом и задним колесом. Оттуда их приходится периодически вычищать.
Требует ли самокат технического обслуживания? — Да, но явно меньше, чем велосипед: по мере надобности подтягивайте крепёж, смазывайте и регулируйте подшипники.
Как уберечь самокат от угона? — Купите обычный велозамок. Трос замка пропускается сквозь раму и охватывает неподвижную опору (столб, трубу и т.п.).

Поднаторев в обхождении с самокатом, можно подумать и о соревнованиях. В России их пока не проводят. Поэтому приходится пристраиваться к обычным массовым пробегам. В их программу часто включаются забеги на лыжероллерах и заезды на инвалидных колясках. А если хватает нахальства, то стартуем в общей группе, но лучше позади неё, — чтобы никого не травмировать в стартовой сумятице. Когда пелетон растянется по дистанции, спокойно объезжаем участников одного за другим. На финише обязательно просим судей не включать нас в общий протокол. Иначе мы отберём заслуженные призы у "бесколёсных" победителей и те нам этого не простят.

В странах Европы спортивные гонки на самокатах — обычное дело. Например, в июне традиционно разыгрываются еврокубок (42 и 21 км) и первенство Германии (10 км). Соревнования проходят по холмистому 5-км кольцу в парке Wendelinus города St. Wendel. В 2004 г. за еврокубок боролись 23 спортсмена (четверо женщин и 19 мужчин). А вот в национальном первенстве смогли принять участие все желающие. Для тех, у кого не было самоката, работал прокатный пункт. В общем, в Германии самокатчики чувствуют себя комфортно. Но самыми продвинутыми самокатными странами считаются Финляндия (здесь додумались даже впрягать в самокат собак, рис. 15) и Нидерланды. Есть у кого перенимать опыт, да и свой, российский, уже состоялся. Пока создавался этот сайт, появилась даже первая публикация (рис. 16).



Рис. 1. Самокат деДский



Рис. 2. 22.05.2005. Лужники. Первый самокатный марафон



Рис. 3. 03.07.2005. Измайлово. Кросс-марафон



Рис. 4. 03.07.2005. Измайлово. Кросс-марафон



Рис. 5. 11.09.2005. ММММ



Рис. 6. 10.07.2005. Бег по ночной Москве (БеНоМ Taurus'а)



Рис. 7. 07.08.2006. Кунцево — Ромашково (ГаврИллиада). Возле МКАД



Рис. 8. 07.08.2006. Кунцево — Ромашково (ГаврИллиада). По песку — пешком.



Рис. 9. Самокат гоночный



Рис. 10. Самокат прогулочный




Рис. 11. Самокат кроссовый



Рис. 12. Самокат складной



Рис. 13. Самокат с велоприводом




Рис. 14. Самокаты с прицепом



Рис. 15. Самокат присобаченный



Рис. 16. "Лыжный спорт", 2005, № 33, с. 81.

Подробности здесь:
Бег по ночной Москве. Фотоальбом
Ромашковский пробег. Фотоальбом
Лыжероллеры на пневмоходу
Самокаты. Типы и цены
Международная ассоциация самокатного спорта (IKSA, International Kicksled and Scooter Association)
Финляндия. Изготовители самокатов
ФРГ. Торговля самокатами
ФРГ. Любительский самокатный клуб
Всё о самокатах. Вопросы и ответы
Нидерланды. Самокатные клубы и соревнования

02.12.2005>

И это всё — о нём
Мальчишка лет не более двух: Дай, дай! Хватает руками, пытается пробовать в деле.
Девочка того же возраста: Ба, а ты мне купишь такое?
Детсадовская ребятня на прогулке: Ой, смотрите, что это?
Детвора со двора: А можно мне? Чур я первый попросил!
Компания подростков: Гы-гы-гы!

Кто прочёл, тоже может:
а) потрогать руками (на фотографии);
б) купить себе (если найдёт, где);
в) ойкнуть (широко открытым ротом) или просто
г) гыгыкнуть (и обязательно ткнуть пальцем).
24.08.2006

Сам себе Фома
Паллай приехал в Москву на заработки из Киргизии. Здесь он сегодня долго сверкал электросваркой и пристукивал для верности. Чинил немецкую игрушку по имени Kettler Flipper. Её приволок за рога малоросс рязанского разлива. Мой самокат стал интернациональным продуктом.

Известное дело: изящную заграничную вещицу, порушенную увесистым бездумцем, без русской кувалды и киргизского сварщика не восстановишь. О том, что рама непременно сломается, было известно заранее. И тому, кто ездил, и тому, кто делал. Дураку понятно: разрежь трубу и свари заново по разрезу, — она по шву и разойдётся. Тем более, под пятипудовой знакопеременной нагрузкой. От меня лично.

Удивительно другое. Оба заводских шва разошлись в точном соответствии с моим прогнозом. В первые же дни. Вместо того, чтобы поправить дело, я изъян упорно не замечал. Ещё изумлялся: надо же, давно должно сломаться, а не ломается. Иными словами, чуть ли не 3000 км проездил на саморазборной раме. Не расползлась она только потому, что я везучий. И у ж точно не потому, что сверху её стягивала пластиковая опорная площадка. Чуть более прочная, чем картонная. Руль качался в руках давно. Я разводил руки в стороны: люфта в рулевой трубе нет, чему ж там качаться-то? И скакал себе дальше.

Хорошо, что не допрыгался.
03.04.2007

Удвоение самоката

На фото слева — не я. Чтоб получился я, не должно быть шлема, куртки и штанов. На мне — всё наоборот: тёмные очки, майка и трусы (фото справа). Зато чёрный Grind, который зеваки называют велосипедом, — точь-в-точь, как теперь и у меня. Хотя зеваки и троллейбус от автобуса не отличают. Разница примерно такая же. Пожалуй, самокат — это велосипед, которому нечего терять. Даже цепей.

Самокаты размножаются вожделением. Тот, что справа, я купил два года назад. Других тогда не продавали. Зато теперь и таких не продают. За два года мы изрядно поездили друг на друге. От заводского эмбриона не осталось даже идеи. Согласно которой Kettler предназначался детям до 8 лет, с массой тела до 80 кг (?!). Мне крупно повезло приблизиться к этим кг аккурат в мои годы.

С остальным повезло меньше. В отходы ушло всё лишнее и опасное. Прежде всего, fac'обway'ный передний тормоз. Разумеется, выбросил седло, привёрнутое к заднему крылу: годилось разве что для догоняющих воробьёв . Снял откидную подставу из-под опорной площадки. Самокат на подставе не держался и падал. Зато она работала контролёром бодрости: не пропускала ни одной дорожной корявины.

Переднее 12-дюймовое колесо опрокидывало меня носом вперёд в каждой ямке: заменил на 14-дюймовое. При этом переднее крыло пришлось разрéзать и каждую половинку крепить отдельно. Пластмассовое заднее колесо под нагрузкой не держало форму. Шина сползала на ходу. Боковина отрывалась от каркасного кольца. Заменил колесо на стальное. Тоже 12-дюймовое: большее не полезло. Ширина по гайкам увеличилась и не вписалась в заднюю вилку. Чтобы развести перья вилки, перерезал ненужную подседельную дугу. Раме тоже досталось. Когда она расползлась по швам, таскал самокат к сварщику. Задний тормоз протёрся до дыр: усилил дюралью и резиной. Подвесил подсумок от старого велосипеда: не возить же ключи на нательном шнурке.

Все два года вожделел тот, что на фото слева. Еврофирмачи радостно бросались продать, но только до бугра. Таинство российской таможни они полагали непостижимым и просили постигать его лично. Ехать шопом по Европам самому — штанов не хватит. Даже если бегать без них. Оставалось наплевать и забыть. Тем более, что на последнем спотыкабельном марафоне упор лицом с разбега хотя и зрел, но не возник. Большому колесу рот радуется: танцевать — не целовать. Удалось проскакать по корням и колдобинам, но не биться губами оземь.

На том сердце и успокоилось. Но только моё. А ещё два — отнюдь. Я бы назвал этих людей, но пока нет у меня на то их согласия. Ничем они мне не обязаны. Ни о чём я их не просил. Одного даже никогда не видел. Никаких заслуг вообще или перед ними в частности у меня нет. Тем поразительнее было однажды прочитать в почте: Еду в Европу. Я привезу Вам его. Мне нетрудно. Я ошарашенно прослезился, но твёрдо отказался: слишком жаль было автора письма. Но кто-то там, наверху, а точнее, на Севере, поставил меня перед фактом: Он уже едет. Встречайте. И я не устоял.

Отныне в России аж целых два обсамокаченных пенсионера. А у меня теперь два жильца: дедосипед и настоящий kickbike. ДеДский останется для пробегов на дальних выездах. А настоящий — для восторга на лесных тропах, что возле дома моего. Потому что никто не гыгыкает и не улюлюкает вслед. Даже не тычет пальцем. Разве что запоздало разинет рот.

Едешь, а душа на месте. Не надо ей закручиваться по-пружинному от кретинизма окружающей среды. Количество дюймов в переднем колесе перешло в новое качество самокатной жизни. Безопасность добавила смелости и скорости. Напряг сменился удовольствием. Не бесплатным, конечно. Но не изводить же те деньги на бесполезную лечёбу.
05.06.2007

Grind G4. Хорошо-то хорошо,..
По принципу передвижения вальяжный забугорный недосипед — это всё та же послевоенная самоделка из двух обрезков доски на двух подшипниках. И потому никакой он не kickbike или кикбайк. Просто самокат. Даром что дорогущий.

Итак, плюсы и минусы. Сначала, о достоинствах. Естественно.
1. Внешнее сходство с современным велосипедом. Никаких переживаний от несочетаемости дедского возраста с детской игрушкой. Полная раскрепощённость и свобода. Как говорится, без комплексов.
2. Есть все велопричиндалы (светоотражатели и т.п.) для езды по дорогам общего пользования. Можно не прятаться на тротуары и не скакать по бордюрам.
3. Большой (26" против 14" у Kettler'а) диаметр переднего колеса. Можно не бояться ямок, корней, камней, колдобин и прочих неожиданностей. Увеличенный радиус колеса уменьшает сопротивление качению. Вместе с чувством безопасности это позволяет повысить скорость.
4. Удлинённая (117 см против 84) колёсная база. Благодаря этому можно пользоваться передним тормозом, не боясь опрокинуться вперёд. Подножка смещена от руля назад. Опорная нога вытянута, почти не сгибается в колене, меньше устаёт и не болит. Это преимущество особенно заметно при нижнем положении подножки.
5. Быстродействующие крепления колёс. Снять и поставить колесо можно без гаечного ключа.
6. Надёжная откидная опора. Вылет опоры можно регулировать.
7. Стальные обода. На Kettler'е они пластиковые и не держат форму. Из-за этого шины вылезают из обода на ходу и рвутся по каркасному кольцу. На стальном ободе шина стабильно сидит при давлении 40 psi (против 20 у Kettler'а). При этом сопротивление качению явно меньше.
8. Амортизированная передняя вилка гасит удары руля по рукам. Это тем более важно, что при некоторых положениях корпуса статическая нагрузка на руки возрастает. Впрочем, закрепощение рук почти всегда — сигнал о том, что надо изменить наклон туловища, податься назад и т.п.
9. В комплекте есть малюсенький насос. Его можно брать с собой. Им вряд ли накачаешь 40 psi, но можно довести шину хотя бы до ездибельного давления.

Теперь — неизбежные продолжения достоинств.
1. Увеличенный вес (10 кг против 7,5). Утяжеление весьма существенно. Правда, оно явно не пропорционально увеличению длины (173 см против 117, рис. 2). Вздымнуть агрегат над турникетом в метро и на вокзалах, пожалуй, удастся не каждому. Чтобы хоть как-то облегчить задачу, приделал к раме петлю-хваталку (рис. 3). С другой стороны, опыт показывает, что габарит не мешает удобно разместить велосипед или даже сразу два самоката так, чтобы они вообще не занимали мЕста в комнате (рис. 1).
2. Радиус продольной проходимости меньше, чем у короткого Kettler'а. Труба рамы скрежещет по препятствиям. Не особо помогает и перестановка заднего колеса (рис. 4). Да, подножка поднимается и дорожный просвет увеличивается. Но опорная нога сгибается в колене и от этого быстрее устаёт.
3. Нет переднего крыла. Для наших грязей это серьёзный минус. То, что на фото (рис. 2) — пока только существительное, а не прилагательное. Хотя именно эту зелёную железку от старого "Орлёнка" я в конце концов и приспособил.
Пара хомутов из консервной жести — вот и вся проблема. Которую изготовитель малодушно спихнул на покупателя. Всё дело в амортизированной вилке. Крыло нельзя закрепить традиционно, под рулевой трубой. Я попытался. Забил в трубу снизу деревянную пробку. Пропустил болт крепления крыла через отверcтие в выступающей части пробки. Всё прекрасно. Но потом сообразил: крыло затыкает собой рабочий зазор между подвижными частями вилки. Обрéзал. Опять сообразил: крыло оказалось жёстко закреплённым между этими самыми частями. При работе амортизаторов оно быстренько переломится от знакопеременного изгиба. В итоге прикрепил крыло не к верхнему порталу вилки, а к её нижней дуге (рис. 5). Хотя желающие могут просто купить готовое крыло: оно короткое и крепится распорным болтом, заходящим в трубу руля.
4. Участвовать в соревнованиях бегунов, думаю, нельзя. Даже Kettler кое-кто обзывал велосипедом. А уж этот... Да и тяжело с ним таскаться по поездам и переходам. Хотя — поживём, увидим.
5. Нет подсумка. Некуда положить ключи, фотоаппарат и прочие мелочи. Сперва хотел сшить что-нибудь подвесное из старых джинсов. Решил, однако, что на фоне забугорной цены экономить глупо. Купил нечто подходящее для повседневных надобностей (рис. 6). В дальнюю поездку можно взять поясную сумку. Давненько она у меня валялась. Теперь вот удобно и надёжно вешается на кронштейны тормозных рычагов (рис. 7). При желании даже сменная одёжка входит. Ежели умело урулонить.
6. Резина а ля маунтинбайк повышает сопротивление качению. Это в принципе. Хотя по первым поездкам что-то незаметно. Когда износится, заменю на шины без тракторных грунтозацепов.
7. Разновеликость колёс заставит держать в доме запасные камеры двух размеров. Впрочем, с Kettler'ом я пришёл к тому же.
8. При езде по пересечёнке графитовые тормозные колодки изнашиваются настолько быстро, что регулировать тормоза приходится примерно через каждые 100 км. При пробеге в 2500 км пришлось поменять местами левые и правые колодки, — чтобы скомпенсировать неравномерный продольный износ. При пробеге 3000 км заменил передние колодки на новые.
9. Опорную подставу однажды намертво заклинило в шарнире. Снял, разобрал, опилил стопорящие выступы. Дело поправилось. Потом встречным бугорком сорвало резиновый наконечник. В конце концов подставу снял, — чтобы не морочиться.

Таковы первые впечатления. По мне, явно с перевесом в плюс. Устранимое устраняю. К остальному привыкаю. Главному радуюсь. Это когда мальчишка кричит: Ма, смотри какой велосипед! Есть и первые фотографии (рис. 8 — 13).

Рис. 1. Двое в комнате

Рис. 2. Они же в полный рост

Рис. 3. Хваталка.

Рис. 4. Крючки над осью — для альтернативной установки колеса.

Рис. 5. Инородное крыло

Рис. 6. Как тут и было!

Рис. 7. Банальный банан


Рис. 8. На нём и около
09.06.2007 и 09.05.2008

Задней ногой — во вчерашнее гы-гы
Было мне мечтание. Проскакать марафон по Измайлову. Официально. Новый недосипед для стадионного старта великоват. Значит, на старом, на дедосипеде. Загодя решил вспомнить, каково на нём. На разведку попёрся аж в Измайлово. На марафонский круг.

Оказалось, за месяц не просто разучился. Забыл напрочь. Отвык бесповоротно. И руль юлит, и тормозов под руками нет, и накат не тот, и нога устаёт, и другой не размахнуть. Да ещё дорогу надо глазьми без отдыха сканировать. До больной головы.

Главное, отвык я изображать из себя мобильный тест на окружающий кретинизм. Едва отъехал от метро в лес, — сзади загыгыкали. Юные дарования. Ну, и далее везде. Вдогон взметались указательные персты, зияли отверзаемые рты и доносились лошажьи междометья.

Нет уж. Хоть он мне и старый друг, на нём я больше не ездец.
03.07.2007
А друг-то обиделся. Ночью испустил дух. Из заднего колеса.
05.07.2007
Теперь на соревнования — только с ним. А с kickbike'ом — в ближние леса.
09.05.2008

БегоВатты. Оглавление
На главную


Обратная связь. E-mail: tblrenko@yandex.ru

free hit counter